Статьи - Евгений Плющенко о настоящем и будущем (18.06.2006)
В преддверии своего российского турне, Олимпийский чемпион по фигурному катанию, Евгений Плющенко, отвечает на вопросы Спорт Репорт.
- Поздравляем с рождением ребенка. Как оно? Расскажите подробно, пожалуйста. На родах присутствовали? Какие ощущения?
- Сразу про ощущения: это счастье, гордость, любовь — все самые сильные, самые приятные чувства соединились в одно. Во время родов я был за неплотно закрытой дверью — не видел, но слышал все. А увидел Марию и сына сразу же после родов, застал первую минуту жизни не просто нового человека, а собственного сына. Мы с супругой назвали его Кристьян — он родился ростом 52 см, весом 3 кг. 450 гр., с черными, как у мамы, волосами, а лицом похож на меня. Роды проходили, по словам врачей, нормально. Маша в хорошем стабильном состоянии, с Кристьяном тоже все хорошо. Мы счастливы и переполнены любовью друг к другу и к нашему сыну.
- Красивое и необычное имя — Кристьян. Как правильно пишется? С отчеством хорошо сочетается. Кто выбирал?
- Выбирали вместе, моя жена и я. Хотелось найти редкое имя. Про сочетание с отчеством, честно говоря, не думал. Сейчас решаем, как правильно писать — Кристьян или Кристиан.
- Прошла олимпиада. Говорят, что ни на чемпионат Европы, ни на чемпионат мира вы не поедете, можете подтвердить эту информацию?
- Нужно сделать перерыв как минимум на год и посмотреть, что будет дальше. Считаю, что чемпионат Мира и Европы в наступающем сезоне было бы лучше пропустить. В первую очередь, надо отдохнуть и набраться сил, а еще посмотреть, как развивается фигурное катание, кто из фигуристов будет выступать, что можно сделать нового и привнести в развитие этого вида спорта. Я считаю, что просто побеждать в соревнованиях, пусть даже таких, как чемпионат мира, — это мало, надо развивать спорт и поднимать фигурное катание на новые высоты: придумывать новые элементы, новые комбинации. При этом я думаю, что еще не сказал своего последнего слова в фигурном катании. Многим кажется, что если все медали есть, то все достигнуто, но это не так. Усовершенствовать и технически усложнить программы еще можно, добавить новые элементы тоже можно — есть куда развиваться. Я сейчас много думаю об этом. Но надо отдохнуть, осмотреться и решать не на горячую голову, а все взвесив и оценив еще и собственные силы, причем не только физические.
- А на олимпиаду поедете? Решили уже? Если нет, то отчего будет зависеть решение? Если да, то почему?
- Где будет фигурное катание через 4 года? Кто из российских спортсменов будет способен представлять нашу страну на таких соревнованиях? Каков будет уровень конкуренции в мире? Сможет ли фигурист Евгений Плющенко не просто выигрывать и не просто быть на голову выше всех, а выполнять новые технические элементы и создавать новые программы значительно сильнее, например, "олимпийского крестного отца"? Это далеко не все вопросы, на которые надо ответить, чтобы решить, что делать с участием в следующей олимпиаде. Стоит еще поговорить про поддержку государства и федерации фигурного катания. Я никогда не жаловался, мы с тренером Мишиным всегда все делали сами и за все сами платили, и это в порядке вещей. А теперь тем более: я действительно достаточно состоятельный человек, но при этом у меня очень сложная (и физически, и психологически) работа, которую я делаю лучше всех в мире. Хотелось бы, чтобы Федерация фигурного катания помогала не только мне, но всем олимпийцам и с тренировочным катком, и с медицинским обслуживанием, и с реабилитацией после тренировок, и с костюмами, и с перелетами. Почему во всем мире федерации могут помогать и содержать спортсменов, а в России, которая занимает все пьедесталы почета в фигурном катании, этого не происходит? У нас что, медали другого цвета? Вот, например, если бы у нас с тренером Мишиным не было денег заплатить в прошлом году за мою операцию в Германии на паховых кольцах, то как бы я выступал на Олимпиаде? Да никак. Когда я из-за травмы был вынужден не участвовать в московском чемпионата мира, то представители Федерации были первыми, кто меня чуть ли не предателем называли и спрашивали меня про мой патриотизм. Так я свой патриотизм каждый раз на первой ступеньке пьедестала почета доказываю, а они? После олимпиады государство в лице президента, правительства и губернатора Санкт-Петербурга очень хорошо и ко мне, и ко всем олимпийцам отнеслись. Это, безусловно, окрыляет. Конечно, хочется еще чего-то добиться, стать первым фигуристом в одиночном мужском катании, который дважды подряд взойдет на высшую ступеньку олимпийского пьедестала. Для этого мне надо много работать. Еще надо, чтобы люди в Федерации, которые за это зарплату получают, мне и моему тренеру помогали поактивней. Но серьезно и основательно можно будет про это говорить только через какое-то время, как минимум через год. Единственное, что могу гарантировать на сто процентов, так это то, что не стану участвовать ни в каких профессиональных турнирах и со статусом любителя не расстанусь.
- Что по этому поводу считают в Федерации фигурного катания? Можно сказать, что без вас никакого фигурного катания у нас больше и нет, во всяком случае, в одиночном мужском катании?
- Не хотелось бы обижать молодых, но достойную и, главное, готовую к серьезным испытаниям и соревнованиям смену я сегодня прямо у себя за спиной не вижу. Преемственность поколений и впрямь нарушилась. И проблема тут совсем не в тренере Мишине или других тренерах, как вы могли бы подумать. Не их вина. Они работают, как и раньше. А из Федерации мне не звонят и совета или мнения моего не спрашивают, значит, знают, что делать и как. Но мне про это ничего не известно, может, они вам расскажут.
- Мы поговорим обязательно — может, и расскажут... Значит ли это, что есть конфликт с Федерацией?
- Это не конфликт в смысле "война" : это некоторая сложившаяся ситуация, которую я частично описал в двух последних ответах. Менять ее (пока, во всяком случае) никто не собирается. Правда, к такому положению дел все уже давно привыкли. Кто-то придумывает, что наши фигуристы — миллионеры и просто выпендриваются. Только где эти миллионы? Да, В.В. Путин и В.Матвиенко подарили мне квартиру и машину после олимпиады, искреннее им спасибо за поддержку и признание. А вот деньги за олимпиаду от Федерации, например, до сих пор в пути, и конца пути пока не видно. С голоду никто из олимпийцев не умрет, но, во-первых, это несправедливо, а во-вторых, это потом и кровью заработанные призовые, и олимпийцы их заслужили. Если, кстати, говорить про еще одну олимпиаду, то за костюмы, музыку, медицинское обслуживание, сборы, хореографов и за другие организационные моменты кто должен платить — фигурист или федерация? Я уж не говорю, что кроме денег есть еще момент психологической и имиджевой поддержки. Так что конфликта как такового нет, а ситуация напряженная.
- Что вы думаете про Федерацию? Вот в стране объявлена в очередной раз борьба с коррупцией, вроде поменяли людей в Федерации Хоккейной и Футбольной... Ваше мнение — не пора ли произвести такую же процедуру и в фигурном катании? Как вы думаете, как вообще исправить ситуацию, которая медленно катится к хоккейной?
- Вы правы в том, что, к огромному моему сожалению, скоро в России с фигурным катанием может произойти то же, что и с хоккеем — останутся только ветераны и воспоминания о славных победах. Но мне хотелось бы делать свою работу и побеждать на льду, а в коридорах власти пусть побеждают другие игроки. Я не знаю, что нужно сделать, чтобы изменить и ситуацию, и людей. С одной стороны, с Президентом МОК Леонидом Тягачевым у нас отличные отношения и полное взаимопонимание, с Фетисовым, спортсменом-профессионалом и победителем, проблем нет, а вот как сделать, чтобы вся машина заработала — нет ответа. Знаю, что спортсменам надо помогать и надо ежедневно с ними говорить и работать, а что сделать, чтобы в России это произошло, не знаю. Про коррупцию тут вообще сказать нечего, все мы и так в этом живем. Вы вот знаете, что можно сделать, чтобы гаишники не брали денег на дороге у пьяных водителей? Взяли и отпустили, а те потом пешеходов на остановках давят — так что делать?
- Нет, не знаем, но догадываемся... А что по этому поводу думает Мишин? Есть ли вообще конфликт с тренером?
- Мудрый Алексей Николаевич говорит, что главное — это не торопиться и не принимать резких необдуманных решений. Я так и делаю. Конфликта с тренером нет и быть не может. Он меня привел на этот олимп. Есть напряжение, но не в отношениях, а в самой ситуации. Мы оба сейчас, причем вместе, стоим на пороге важных решений. Такая ситуациия сложна и расслабиться не дает. Вот напряжение и присутствует — никак нельзя допустить ошибку. А конфликта нет и быть не может: мы делали и продолжаем делать одно дело.
- Правда, что кроме вас у Мишина никого и нету "на вырост"?
- "На вырост" есть, но что из этого вырастет, получатся ли новые олимпийские чемпионы, пока говорить рановато. Мишин феноменальный тренер, выдавший миру без остановок олимпийских чемпионов Урманова, Ягудина и Плющенко. Конечно, ему (да и всем нам) хочется, чтобы следующий победитель был прямо завтра. Но тут, возможно, придется подождать. Школа действует, и Мишин тренирует, но сегодня реальной стопроцентной смены я не вижу.
- Где будет находиться школа фигурного катания Плющенко? Мишин будет там тренировать? Когда планируете открыться?
- Точно знаю, что Мишин там будет тренировать, собственно, и школа у нас с ним будет общая. Еще хотелось бы Урманова пригласить работать, а также некоторых других олимпийских чемпионов. Школа будет в Питере точно. Более подробная информация будет через месяц-другой и я сразу сообщу, вам первым. Открыть школу хотелось бы в этом году.
- Что будете делать, если не поедете соревноваться? Какие планы на ближайший год?
- Сейчас я заканчиваю тур по Америке и приступаю к своему туру по России совместно с Санкт- Петербуржским детским ледовым театром. В июне и июле поедем в Краснодар, Волгоград, Воронеж, Белгород, Старый Оскол, потом в Череповец и Рязань, Мурманск и еще Ригу. Оставшееся время хочу посвятить семье: супруге, новорожденному сыну, родителям. Основные планы будем обсуждать в сентябре, тогда и позвоните мне, расскажу про планы на год.
- Расскажите про нынешний тур. Почему по России, а не, скажем, США или Японии? Вообще, почему не хотите уйти в профессионалы в Америке? Наверное, там вас ждут с нетерпением?
- Еще раз отмечу, что не пойду в профессионалы точно и сохраню любительский статус. Хочу жить в России, в Питере, побольше времени проводить дома. Да и российским зрителям мы задолжали за время карьеры — все больше в Америке выступали и соревновались. Пришел черед россиян, мне очень нравится выступать перед родной публикой.
- По сравнению с соревнованием, отличается ли выступление в турне по уровню эмоциональной нагрузки? Выкладываетесь каждый вечер как в последний раз или рассчитываете свои силы?
- Рассчитываю, чтобы на все хватило. Думаю, мне сил хватит еще на долгую и красивую спортивную карьеру.
- А теперь несколько вопросов от Ваших поклонниц на нашем портале (уж не обессудьте):
- Удается ли вам смотреть ЧМ по футболу? За кого болеете? Прогнозы?
- Смотрю по возможности, вот вчера смотрел. Думаю, что выиграет Бразилия — красивый, качественный футбол. А болею за сборную Украины, как-то она мне ближе. Еще симпатизирую испанцам, бразильцам.
- А самому поиграть в футбол?
- Да, иногда удается, с Сашей Кержаковым.
- Ваше мнение о российском футболе?
- Надо бы больше молодежи. Не понимаю, почему наш футбол в таком ступоре: деньги есть, все возможности есть... Поля, говорят плохие. Ну не знаю. Я в этой области не эксперт, сказать ничего не могу.
- У каждого актера есть "роль мечты". Есть ли такая "роль" у фигуриста? У вас?
- Свою роль в спорте я уже сыграл достойно — олимпийский чемпион, трехкратный чемпион мира и пятикратный Европы... Тянет такая "роль" на Гамлета по театральным меркам?
- Ваш "момент славы" уже наступил или еще впереди? К каким вершинам вы стремитесь?
- В фигурном катании всегда есть, к чему стремиться, что делать лучше и совершенствовать: Тут дело не в медалях, а в том, что есть, куда идти, все выше и еще выше. Да и дважды олимпийский чемпион звучит лучше, неправда ли?
- Как вам удается держать такую форму? Диета?
- Так тренировки же! Подготовка — это постоянная физическая нагрузка, практически каждый день. Балет, хореография, растяжки... Так что диета была только перед олимпиадой, сейчас уже нет. Вообще я больше люблю соленое, чем сладкое. Могу ли я сам готовить? Ну, могу, например, яичницу. С беконом или с колбасой. Хотя я постоянно не занимаюсь кухней, если захочется, могу специально что-то сделать: мясо с картошкой, курочку.
- Не привлекает ли Ваша "звездность" излишнее внимание к вашей семье? Особенно сейчас?
- Вся наша команда и я сам, мы тщательно оберегаем семью от давления извне. Стараемся, чтобы на личную жизнь моя профессиональная деятельность не влияла. Семья — это самое дорогое и очень личное.
- Многие звездные папы берут с рождением ребенка долгий отпуск, чтобы проводить больше времени с семьей. Ваши планы?
- Уже ответил выше на этот вопрос. Но для Кристьяна я не звездный, а просто папа, и это очень важно. Ему нужен отец настоящий, а не звезда, и я это понимаю.
- Если бы вы могли изменить в себе одну вещь, что бы Вы поменяли?
- Ничего. Я всем в себе доволен.
- Изменились ли вы сами с приобретением "звездного" статуса?
- Нет, совсем нет. Как я себя раньше ощущал, так и ощущаю. Слава ничего не меняет. То же стремление вперед, та же работа. Всегда нужно добиваться большего.
- Многие знаменитые люди страдают от своей известности: они окружены шлейфом так называемых "паразитов" — кто-то хочет урвать кусочек славы, кто-то пытается использовать знакомство в своих личных интересах... Как вы справляетесь с этим?
- У меня узкий круг общения. Вы совершенно правы: многие хотят общаться из каких-то корыстных целей. Настоящих друзей мало. Но это уже проверенные люди, они мне верны и я им верен. Так что я через это уже прошел и сейчас справляюсь без проблем.
- Ваши одноклассники, наверное, дразнили вас в школе: все-таки фигурное катание не самый "мужской" вид спорта. Сейчас не набиваются к вам в приятели?
- Нет, я не общаюсь с одноклассниками. Большинство из них уехали за рубеж и координат не оставили. А вообще да, смеялись. Мол, девчачье это дело, не то, что хоккей, футбол... Теперь, наверное, болеют за меня.
- А учителя как к вам относились? Вы были примерным учеником или всегда сидели на задней парте?
- Это зависит. Химию не любил, вот и сидел на последней парте. А русский язык, история, математика мне нравились — был в первых рядах. Химию же просто терпеть не мог!
- Приходилось ли вам кататься под музыку, которую Вы терпеть не можете?
- Нет, никогда. Отбор музыки — долгая и тщательная процедура. Я катаюсь только под ту, которая нравится. Музыку надо понимать, чувствовать, иначе я просто не смогу кататься хорошо. Вообще люблю самую разную музыку, под настроение.
- Вы сотрудничаете с композитором Эдвином Мартоном. С кем из русских артистов вам хотелось бы сотрудничать?
- С Игорем Крутым.
- Как вы думаете, скажется ли рождение ребенка на вашем имидже: одно дело красавец-чемпион, мечта тысяч поклонниц, в медалях и цветах, и совсем другое — молодой отец, с пеленками и распашонками.
- Я мечтал о женитьбе с Машей, потом мы уже вместе мечтали о ребенке. У нас очень любящая, дружная, по-настоящему крепкая и здоровая семья. Мои болельщики и болельщицы любят меня прежде всего за мое творчество в фигурном катании, за что им большое спасибо. Я буду радовать их и дальше.
http://plushenko.ru/1/
Отредактировано GVS (17-02-2007 10:33:34)